Таль электрическая, тельфер (с англ. Telpher — перевозка груза в подвешенном состоянии) – устройство с электрическим приводом для подъема и перемещения грузов.
Таль – это механизм для подъёма, опускания и горизонтального перемещения грузов по монорельсовому пути. Но таль – это также и одна из составляющих частей крана. Разница между ними заключается в наличии у крана пролётных конструкций и концевых тележек и их отсутствии у тали. Также таль обладает лишь двумя степенями свободы (направления, в которых может работать), то есть поднимается и перемещается только в одной плоскости, что автоматически лишает её возможности конкурировать с краном, поскольку у последнего степеней свободы три.
При выборе тали в начале необходимо определиться, нужен ли Вам тельфер или таль с ручным приводом передвижения. Если таль предполагается эксплуатировать не чаще 1-2 раза в день, то оптимальным решением будет ручная таль. В остальных случаях предпочтение лучше отдать электрической.
Тельферы используются довольно широко и нашли своё применение не только на производстве, но и в автомастерских, на складах. Прежде всего, тельферы ускоряют процесс подъёма груза, и в то же время облегчают многие задачи на производстве.
Электрические тельферы можно использовать не только как самостоятельное грузоподъёмное устройство, но и как часть мостовых, консольных и козловых кранов.
Конструкция тельфера не сложна. Основой служит блочный механизм, который состоит из: электрического двигателя с конусным ротором, редуктора, барабана (используется только в канатных электрических тельферах) или звёздочки (в цепных электрических тельферах), тормоза, грузозахватного элемента и крюка. Электродвигатель тельфера должен иметь обязательную встроенную теплозащиту.
Электрические тельферы классифицируют по количеству скоростей на односкоростные и двухскоростные. Управление тельфером осуществляется непосредственно с пола, с помощью пульта на гибком кабеле. Также можно встретить тельферы, управление которых производится из кабины.
В зависимости от условий и требований эксплуатации, тали электрические бывают канатные и цепные.
Цепная электрическая таль хорошо подходит для консольно-поворотных кранов. Компактность позволяет использовать цепную таль также как вспомогательное подъемное устройство.
Канатная электрическая таль предназначена для использования на мостовых кранах и монорельсах и больше подходит для работы в среднем или тяжелом режиме.
Если Ваш выбор остановился на канатной тали, то на следующем этапе необходимо выбрать стационарная или передвижная таль Вам нужна.
При потребности только вертикального поднятия груза, в качестве стационарного привода к каким-либо подъемным устройствам, используется стационарная канатная таль.
В отличие от стационарной, передвижная канатная таль может передвигаться в горизонтальном направлении и используется как основной грузоподъемный механизм.
Таким образом, если стационарные тали устанавливаются в одном месте, и только и делают, что поднимают и опускают грузы, то передвижные способны перемещаться, для чего используется тележка. Как правило, такая тележка либо включена в конструкцию тали, либо представлена отдельным элементом. Например, в помещении, где нет возможности установить кран-балку, вдоль стен создается монорельсовый путь, по которому таль и перемещается по периметру склада. Две тележки, установленные в основании, вполне справляются с поворотами тали.
Таль «свободная», представленная отдельным устройством, и таль «невольная», включенная в состав крана, отличаются немногим. Если последняя состоит из кошки, которая цепляется за монорельс, барабана, куда навивается канат, крюка, двигателя подъёма и электропакета, то в комплекте первой зачастую отсутствует электропакет. Такие тали обладают небольшой грузоподъёмностью (от 500 до 12500 кг) и используются там, где нет необходимости поднимать массивные грузы или нет возможности подвести электроэнергию. То есть груз эти тали поднимают и перемещают исключительно «вручную», за счёт мускульной силы рабочих. Соответственно, чем больше груз, тем больше нужно затратить усилий для его подъёма. С целью увеличения скорости подъёма монтируют механический модуль. Таковым выступает редуктор с задаваемым передаточным числом. Используют ручные тали в основном на маленьких складах, где подъём и перемещение грузов – явление нечастое.
Чаще складские хозяйства обзаводятся кран-балками. Иногда вместо кран-балки ставится монорельс с талью и выводом на улицу. Это очень удобно для разгрузки машин с крупными грузами, которые занимают небольшие площади, но имеют больший вес. Примером таких грузов могут быть двигатели или части производственных механизмов. В такой ситуации складские рабочие выкатывают таль наружу, цепляют, поднимают и перемещают груз на склад. Особенно актуально это решение на складах, где нет никаких технических условий для использования погрузчиков. Или на многоэтажных складах, где груз нужно, к примеру, подать на второй этаж. В этом случае, на втором этаже устанавливается монорельс, таль также выводится наружу, и груз затаскивается в оконный проем.
На некоторых предприятиях, складах или заводах существуют особые условия, в которых эксплуатация талей со стандартной комплектацией невозможна или опасна. В таком случае, целесообразно использовать специальные тали.
Если помещение ограничено по высоте, но груз необходимо поднимать на максимально возможную высоту, то используют тали с уменьшенной строительной высотой.
В случае использования тали в особых климатических условиях, изготавливаются тали для холодного климата, а также тропического и морского исполнения.
На предприятиях с повышенными требованиями к безопасности используются тали с различными дополнительными опциями, такими как:
· второй тормоз на подъем;
· микроскорость на подъем и передвижение;
· заданная заказчиком скорость подъема и передвижения;
· частотный преобразователь;
· тяжелый режим работы.
Тяговые монтажные механизмы. Название пришло от чехов, правильно говорить «канатный домкрат». Это небольшой механизм весом не более 30 кг, состоящий из рычагов и захватов, которые перемещают рычаги внутри себя. Производительность их невелика, но возможности и спектр применения – очень широкие. Ими можно не только приподнять груз, но и надолго оставить его в подвешенном состоянии. Крепятся тяговые монтажные механизмы к любой поверхности с помощью входящих в комплект серьги и крюка. Очень часто они используются для монтажа или демонтажа оборудования, поскольку могут развивать тяговое усилие в 3 т, а в горизонтальной плоскости они могут вытянуть груз весом до 60 т. Нельзя поднимать груз, который превышает грузоподъемность устройства. Категорически запрещается использование механизмов для подъёма людей, взрывоопасных и ядовитых веществ, жидкого или раскаленного металла и шлака, а также эксплуатация в химически активных средах.
Лебёдки. В основном используются в ходе строительных и монтажных работ. Наиболее частое их применение – для поднятия грузов наверх. Состоит лебедка из двигателя, барабана, на который навивается канат, и редуктора. Сверху неё устанавливаются консоль и корзина. Но несмотря на простоту устройства лебедка – это достаточно дорогостоящий механизм. Стандартная грузоподъёмность монтажных лебедок составляет 2-5 т, но иногда встречаются экземпляры с тяговым усилием до 12 т. Однако показатель этот очень относительный, потому как лебедка грузоподъемностью 5 т может вытянуть 960 т. Но важен не только показатель тягового усилия, но и скорость подъёма груза. Так, для строительных работ лебедки выбирают со скоростью 0,5 м в секунду.