Мостовой кран представляет собой разновидность подъёмного крана, имеет конструкцию, выполненную в виде опорного или подвесного моста. Несущие элементы мостового крана опираются непосредственно на крановый путь. Мост (несущая балка) перемещается по рельсам, уложенным на стенах зданий или на эстакадах вне здания. По мосту передвигается грузовая тележка с подъёмной лебёдкой. Помимо крюка, может использоваться магнит или грейфер, что значительно расширяет область применения двухбалочных мостовых кранов. Мостовые краны широко используются в промышленности, строительной индустрии, складском хозяйстве. Мостовые специальные краны с грейфером и магнитом нашли применение в металлургическом производстве. Однобалочные мостовые краны значительно выигрывают по массе перед кранами двухбалочного исполнения. На них можно применять грузовую тележку консольного типа, что позволяет расширить возможность подхода главного крюка за счёт уменьшения «мертвых зон» в торцах зданий. Главная балка однобалочного мостового крана образует вместе с концевыми балками П-образную конструкцию.
Наиболее распространенной конструктивной разновидностью мостового крана является кран-балка.
Кран-балка представляет собой конструкцию, состоящую из концевых балок, пролетной балки и подъёмного механизма. Концевые балки обеспечивают передвижение крана по направляющим. Пролётная балка крепится к концевым балкам и обеспечивает перемещение подъёмного механизма. Подъёмный механизм передвигается по пролётной балке и обеспечивает перемещение груза в горизонтальной или вертикальной плоскости. Подъёмным механизмом может быть ручная или электрическая таль (в зависимости от типа кран-балки). Кран-балка используется для выполнения погрузочно-разгрузочных, подъёмно-транспортных и монтажных работ на складе, в промышленном производстве, строительстве. Не допускается использование кран-балок для транспортировки людей, токсичных и взрывчатых веществ.
Кран-балки предназначены для работ в помещении или под навесом, при температуре окружающей среды от -20°С до +40°С. Кран-балки могут иметь различное исполнение: общепромышленное, пожаробезопасное, взрывобезопасное; для холодного, умеренного или тропического климата.
Кран-балки могут различаться по типу привода (ручные и электрические) и по конструктивным особенностям (опорные и подвесные). Электрические кран-балки приводятся в действие электродвигателем, питающимся от сети через контактный провод или кабель.
Кран-балки опорные. Передвигаются по направляющим путям, выполненным в виде рельса или квадрата и установленным на бетонных или металлических опорах. Конструкция опорной кран-балки:
– пролётная балка;
– соединенные с пролетной балкой концевые балки (имеют ходовые колеса);
– подкрановые пути, служащие опорой для концевых балок;
– подъёмный механизм.
В качестве подъёмного механизма для ручной кран-балки применяются ручные цепные тали. Кран-балки с электрическим приводом оборудуются электроталями. Управление механизмами в этом случае осуществляется с пола при помощи кнопочного пульта, соединенного с кран-балкой кабелем.
Кран-балки подвесные. Передвигаются по подвесным путям, закрепленным на фермах здания или по эстакаде, установленной вне здания.
Конструкция подвесной кран-балки:
– пролетная балка (мост), выполненная в виде двутавра;
– концевая балка жесткая;
– концевая балка подвижная, перемещающаяся относительно несущей балки;
– ходовые каретки, перемещающиеся по подкрановым двутавровым направляющим (к ним подвешивают балки);
– подъёмный механизм (ручная или электрическая таль);
– кнопочный пульт для управления электрической кран-балкой.
В случае необходимости несущую (пролетную) балку усиливают вертикальной шпренгельной конструкцией и горизонтальной фермой. В зависимости от необходимой площади обслуживания кран-балки могут быть однопролетными или двухпролетными.
Подвесные кран-балки существенно легче опорных кран-балок той же грузоподъёмности. Кроме того, подвесные кран-балки имеют большую площадь обслуживания, чем опорные, и позволяют обслуживать пространство вдоль стен.
Консольные краны. Бывает две разновидности – настенно-консольный кран, состоящий из консольной настенной фермы и передвигающейся по ней грузовой тележки с подъёмной лебедкой, и колонный кран – в его конструкции использована не настенная ферма, а стационарная колонна. Настенно-консольные краны применяют в цехах для уменьшения объёма работы мостовых кранов, а колонные – главным образом в цехах машиностроительных заводов для обслуживания отдельных агрегатов.
Консольные краны также имеют стационарное устройство: устанавливается тяжелая колонна, на основе которой монтируется консоль. Консоль может перемещаться, а кран – вращаться вокруг своей оси. Для небольших площадей обычно хватает грузоподъёмности консольных кранов, а вот более крупным предприятиям скорее всего не обойтись без кран-балок. Хотя многое, конечно же, зависит от специфики складской деятельности и профиля компании.
Козловые краны. У этих кранов несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек. Козловые краны устанавливаются на открытых складских и монтажно-строительных площадках и применяются для обслуживания складов, штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, для обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении.
Кран-штабелёр. Визуально они похожи на кран-балки. Основное отличие состоит в том, что на кране-штабелере вместо тали установлен вилочный штабелер, точь-в-точь как на погрузчике. Но если погрузчику требуется значительное пространство для маневров и широкие технологические проходы между стеллажами, то для крана-штабелера эти параметры не столь существенны, а потому он сможет проехать даже в том проходе, где погрузчик не поместится.
Самоходные гусеничные краны. Этот тип кранов базируется на гусеничном шасси. Такая конструкция снижает возможности транспортировки кранов, зато достигаются большая высота подъема и увеличение массы груза, что диктуется увеличивающейся высотой возводимых сооружений и развитием крупноблочного монтажа. Отказ от самостоятельности перебазирования крана с объекта на объект потребовал внедрения принципа агрегатного построения – это позволяет значительно облегчить демонтаж и перевозку узлов. Современные гусеничные краны могут работать как от собственного дизель-электрического агрегата, так и от внешней сети. Мощные самоходные гусеничные краны обычно включают ходовую и поворотную части, лебёдку, механизм вращения, генераторную и дизель-электрическую станции, монтажную стойку, кабину, опорно-поворотное устройство, стреловое и башенно-стреловое оборудование, грузовые подвески и крюковые обоймы. Для автодорожной перевозки крану придается специальное транспортное оборудование, трансформирующее его в полуприцеп.
Краны на рельсовом ходу. Самоходные краны этой конструкции перемещаются по стройплощадке (грузовому порту и т.д.) благодаря железнодорожному пути. В основном исполнении краны изготавливаются со стрелой длиной 15 м и грузовым крюком для переработки штучных грузов, но может быть укомплектован вставкой стрелы длиной 5 м, грейферами и проч. Давно известны передвижные полноповоротные башенные краны на рельсовом ходу и их модификации. Некоторые башенные краны завода выпускаются как стационарные с неповоротной башней, свободно стоящей на опорной раме или непосредственно закрепленной на фундаменте.
Портальные краны. Эти краны состоят из передвигающегося по подкрановым путям портала и установленной на нём поворотной части со стреловой системой. Применяются для перегрузочных и монтажных работ в морских и речных портах, на судостроительных и судоремонтных заводах и в плавучих доках, при строительстве гидротехнических сооружений. Перегрузочные портальные краны бывают в крюковом или грейферном, монтажные – в крюковом исполнении. Порталы кранов бывают 3-х и 4-опорными, ширина колеи подкранового пути 6, 10,5 и 15,3 м (для размещения под порталом одного, двух или трех железнодорожных путей). Поворотная часть опирается на опорно-поворотное устройство в виде поворотной платформы неподвижной или вращающейся колонны. Грузоподъёмность перегрузочных кранов 5-40 т, монтажных – до 300 т, максимальный вылет стрелы 40 м. Полупортальный кран, как видно из его названия, устанавливается на полупортал, предназначенный для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.
В названиях портальных кранов приняты следующие условные обозначения:
КПМ – кран портальный монтажный,
КПП – кран портальный перегрузочный,
КПД – кран портальный доковый.