Подъёмно-транспортное оборудование: терминология.
База выносных опор Во – расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное вдоль пути.
База В – расстояние между осями опор (тележек) крана, измеренное вдоль пути.
Балласт – груз, прикрепленный на ходовой раме или на портале для обеспечения устойчивости крана.
Башня – вертикальная конструкция крана, поддерживающая стрелу и/или поворотную платформу и обеспечивающая необходимую высоту расположения опоры стрелы.
Блок (канатный) – вращающийся элемент с ручьем для направления каната.
Блок уравнительный – блок, служащий для выравнивания нагрузок в двух ветвях каната.
Буфер – устройство для смягчения удара.
Вантовый канат – неподвижный канат, предназначенный для удержания мачты мачтового крана или неподвижной башни кабельного крана.
Время изменения вылета – время, необходимое для изменения вылета от наибольшего до наименьшего. Определяется при изменении вылета под нагрузкой, равной грузоподъемности для наибольшего вылета при установке крана на горизонтальном пути при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
Время рабочего цикла – время, затрачиваемое на осуществление одного установленного рабочего цикла.
Вылет консоли l – наибольшее расстояние по горизонтали от оси ближайшей к консоли опоры крана до оси расположенного на консоли грузозахватного органа.
Вылет от ребра опрокидывания А – расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке.
Вылет проектный – вылет, определенный без нагрузки на крюке.
Вылет проектный от ребра опрокидывания – вылет от ребра опрокидывания, определенный без нагрузки на крюке.
Вылет рабочий – вылет, определенный с грузом на крюке.
Вылет рабочий от ребра опрокидывания – вылет от ребра опрокидывания, определенный с грузом на крюке.
Вылет L – расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке.
Высота кранового пути Ho – расстояние по вертикали от уровня пола (земли) до уровня головок рельсов кранового пути.
Высота подъема Н – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении: для крюков и вил – до их опорной поверхности, для прочих грузозахватных органов – до их нижней точки (в замкнутом положении). Для мостовых кранов высота подъема принимается от уровня пола. Высота подъема определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площади.
Габарит зданий r – наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле.
Габарит приближения – пространство, определяемое условиями безопасности при работе кран вблизи сооружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный орган при выполнении рабочих операций.
Галерея – длинный узкий свободный проход с горизонтальным настилом.
Глубина опускания h – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении: для крюков и вил – до их опорной поверхности, для прочих грузозахватных органов – до их нижней точки (в замкнутом состоянии). Для мостовых кранов глубина опускания принимается от уровня пола. Глубина опускания определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке.
Горизонтальный ход груза – перемещение груза при изменении вылета (подъеме стрелы) по траектории, близкой к горизонтали.
Грузовой (подъемный) канат – канат, предназначенный для подъема груза.
Грузоподъемник – каретка мостового крана-штабелера, несущая грузозахватный орган и перемещающаяся по вертикальным направляющим колонны.
Грузоподъемность брутто mб – груз массой mб, подвешенный непосредственно к крану, к грузовой тележке или к оголовку стрелы. Масса mб представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mп, съемных и несъемных грузозахватных приспособлений mсг и mнг и подъемного средства mпс: mб = mп + mсг + mнг + mпс.
Грузоподъёмность миди mм – груз массой mм, поднимаемый краном и подвешенный к нижнему концу подъемного средства. Масса mм представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mп, съемных грузозахватных приспособлений m cr и несъемных грузозахватных приспособлений mнг: mм = mп + mсг + mнг.
Грузоподъемность нетто mн – груз массой mн, поднимаемый краном и подвешенный при помощи несъемных грузозахватных приспособлений. Масса mн представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mп и съёмных грузозахватных приспособлений mсг: mн = mп + mсг.
Грузоподъемность полезная mп – груз массой mп, поднимаемый краном и подвешенный при помощи съемных грузозахватных приспособлений или непосредственно к несъемным грузозахватным приспособлениям. Если краны применяются для подъема затворов на гидроэлектростанциях или грузов с поверхности воды, в полезную грузоподъемность могут быть включены усилия, вызванные всасыванием воды или сцеплением воды вследствие всасывания.
Грузоподъемный механизм (механизм подъема) – стационарно установленный механизм для подъема и опускания груза.
Группа классификации (режима) – характеристика механизма или кран, учитывающая его использование по грузоподъемности, а также по времени или числу циклов работы.
Диапазон подъема D – расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочим положением грузозахватного органа.
Домкрат – переставной механизм для подъема грузов на небольшую высоту при воздействии на груз снизу.
Замыкающий канат – канат, предназначенный для замыкания грейфера при работе.
Изменение вылета – перемещение грузозахватного органа путем подъема, опускания, телескопирования стрелы или передвижения грузовой тележки.
Исправное состояние – состояние крана, при котором он соответствует всем требованиям нормативных и/или конструкторских (проектных) документов.
Захват противоугонный – устройство для удержания крана от передвижения вдоль кранового (рельсового) пути в нерабочем состоянии под действием ветра.
Канат – изделие, изготовленное из металлических проволок путём свивки или скручивания. Применение стальных канатов не ограничивается только подъемом и перемещением грузов. В настоящее время стальные канаты применяются в качестве несущих элементов подвесных мостов, металлокорда в автомобильных шинах в качестве арматурных канатов.
Канат оттяжки – канат, связывающий два (неподвижных друг относительно друга) элемента крана.
Канат стрелового расчала – канат, предназначенный для подвески (удержания) стрелы без запасовки в полиспаст, за исключением запасовки на уравнительном блоке.
Колея К – для кранов стрелового типа – расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана. Для грузовых тележек – расстояние между осями рельсов для передвижения тележки.
Колонна – у консольных кранов – вертикальная конструкция, поддерживающая поворотную стрелу с рабочим грузом и обеспечивающая необходимую высоту подъема, у кранов-штабелеров – вертикальная конструкция с направляющими для перемещения грузоподъемника и кабины.
Конструктивная масса Gk — масса крана без балласта и противовеса в незаправленном состоянии, т.е. без топлива, масла, смазочных материалов и воды. Для стреловых кранов принимается в сборе с основной стрелой и противовесом в незаправленном состоянии.
Контур опорный – контур, образуемый горизонтальными проекциями прямых линий, соединяющих вертикальные оси опорных элементов крана (колес или выносных опор).
Коэффициент запаса торможения – отношение момента, создаваемое тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок: наибольшего рабочего груза (для механизма подъема), массы стрела, противовеса, наибольшего рабочего груза, ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета).
Коуш – фасонное изделие желобчатого сечения предохраняет канат от чрезмерных напряжений, смятия и истирания. Форма желоба соответствует диаметру каната, для которого предназначен коуш.
Кран-балка (от голл. Kraanbalk) – разновидность подъемного крана мостового типа, у которого таль (тельфер) передвигается по ездовой балке. Балка опирается ходовыми колёсами на рельсы, которые обычно уложены на верхних полках подкрановых балок, расположенных под потолком обслуживаемого помещения, крытой площадки или участка. В некоторых конструкциях ходовые колёса опираются на нижние полки подкрановых двутавровых балок; кран-балки такой конструкции называются подвесными, или катучими. Кран-балки бывают однопролётные (ширина пролёта 6-15 м) и многопролётные (до 100 м). Механизмы кран-балки приводятся в действие электродвигателем, питающимся от сети (через контактный провод или кабель). Управление механизмами осуществляет машинист из кабины, подвешенной к ездовой балке, или с пола помещения при помощи кнопочного пульта, соединённого с механизмами кран-балки кабелем.
Лебёдка – машина для перемещения грузов канатом или цепью, навиваемыми на барабан, который приводится во вращение вручную или от какого-либо двигателя. Лебёдка — самостоятельная машина или составная часть грузоподъемного крана, подъемника, дорожно-строительных и др. машин.
Лебедка ручная – лебедка для подъема (опускания) груза с ручным приводом.
Лестница – устройство для доступа обслуживающего персонала на кран в виде ряда ступеней.
Лестница вертикальная – крутонаклонная лестница с углом наклона к горизонтали 900.
Лестница крутонаклонная – лестница с углом наклона к горизонтали более 750.
Лестница монтажная (эвакуационная) – упрощенная лестница без ограждений для выполнения монтажных операций или использования в аварийных ситуациях.
Лестница наклонная – лестница с углом наклона к горизонтали до 750 включительно.
Лестница посадочная – наклонная лестница с углом наклона к горизонтали до 600 включительно.
Металлоконструкция – расчетная конструкция крана, передающая нагрузку, воспринимаемую краном, на другие узлы крана или его основание.
Механизм выдвижения стрелы – приводное устройство для изменения длины стрелы крана.
Механизм изменения вылета – стационарно установленный механизм для изменения вылета путем изменения угла наклона стрелы и/или гуська либо передвижения грузовой тележки или тали.
Механизм передвижения крана – стационарно установленный механизм для передвижения крана.
Механизм передвижения тележки или тали – стационарно установленный механизм для передвижения грузовой тележки или тали.
Механизм поворота – стационарно установленный механизм для вращения поворотной части крана в горизонтальной плоскости.
Механизм телескопирования – стационарное приводное устройство для изменения длины стрелы, башни или балок выносных опор крана.
Механизм тяговый – механизм с ручным приводом, тяговое усилие которого передается канатом при помощи системы зажимов.
Момент грузовой: M= Q* L – произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего ей вылета L.
Момент грузовой опрокидывающий: MA= Q* A – произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего вылета от ребра опрокидывания А.
Монтажный канат – канат, запасованный на блоках монтажного полиспаста, используемого для монтажа крана или его элементов.
Мост – несущая конструкция кранов мостового типа, предназначенная для движения по ней грузовой тележки, или конструкция между опорами козлового или полукозлового крана.
Мостки – короткий проход с горизонтальным или наклонным настилом, предназначенный для доступа обслуживающего персонала при проведении технического обслуживания и/или ремонта крана.
Нагрузка на колесо Р – величина наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь или на ось.
Наименьший радиус поворота R – радиус окружности, описываемый внешним передним колесом крана при изменении направления движения.
Несъёмное грузозахватное приспособление mнг – устройство массой mнг, к которому можно подвешивать груз, соответствующий грузоподъемности нетто, и которое постоянно закреплено на нижнем конце подъемного устройства. Несъемные грузозахватные приспособления являются частью крана.
Несущий канат – канат, предназначенный для перемещения по нему грузовой тележки крана кабельного типа.
Оборудование башенно-стреловое – сменное оборудование стрелового крана, состоящее из башни, стрелы с гуськом или без гуська и необходимых устройств.
Обрыв проволоки каната – одно- или многократное нарушение целостности отдельной проволоки на регламентированной длине участка каната, подвергаемого контролю.
Общая масса Go – полная масса крана в заправленном состоянии с балластом и противовесом.
Ограничитель – устройство, автоматически отключающее и/или переключающее на пониженную скорость привод механизма в аварийных ситуациях.
Ограничитель рабочего движения – ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение рабочих движений крана.
Опора выносная – устройство, предназначенное для увеличения опорного контура крана в рабочем положении.
Опора качающаяся – опора кабельного крана, имеющая возможность изменять угол наклона к горизонтали при изменении усилий в несущих канатах.
Опора некачающаяся – опора кабельного крана, не имеющая возможности изменять угол наклона к горизонтали при изменении усилий в несущих канатах.
Опорно-поворотный круг (устройство) – узел для передачи нагрузок (грузового момента, вертикальных и горизонтальных сил) от поворотной части крана на неповоротную и для вращения поворотной части, который может также включать механизм поворота крана.
Орган грузозахватный – устройство (крюк, грейфер, электромагнит, вилы и др.) для подвешивания, захватывания или подхватывания груза.
Передвижение грузовой тележки – перемещение грузовой тележки по мосту, несущему канату, стреле или консоли.
Передвижение крана – перемещение всего кран в рабочем положении.
Передвижной грузоподъемный механизм – механизм для подъема (опускания) груза, передвигаемый при работе вручную.
Переставной грузоподъемный механизм – механизм для подъема (опускания) груза, перемещаемый с одного участка работ на другой вручную.
Плавная посадка груза — опускание груза с наименьшей скоростью при его монтаже или укладке.
Платформа поворотная – поворотная конструкция крана для размещения механизмов.
Площадка – горизонтальная поверхность, предназначенная для размещения человека при проведении технического обслуживания и/или ремонта крана.
Поворот – угловое движение поворотной части крана мостового или стрелового типа в горизонтальной плоскости.
Подвеска крюковая – устройство, снабженное крюком для подъема груза и системой блоков для подвески к крану.
Подход С – минимальное расстояние по горизонтали от оси рельса кранового пути до вертикальной оси грузозахватного органа.
Подъём (опускание) груза — вертикальное перемещение груза.
Подъем (опускание) стрелы — угловое движение стрелы в вертикальной плоскости.
Подъёмное средство mпс – канаты, цепи или любое другое оборудование массой mпс, свисающее с крана, с грузовой тележки или с оголовка стрелы и приводимое в движение лебедкой для подъема или опускания груза, подвешенного к нижнему концу подъемного средства. Подъемные средства являются частью грузоподъемного устройства.
Полиспаст – (греч. Polyspaston, от др.-греч. Polyspastos – натягиваемый многими верёвками или канатами) – таль, грузоподъемное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом, и предназначенное для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст). Обычно полиспаст является частью механизмов подъёма и изменения вылета стрелы подъемных кранов в такелажных приспособлениях. Самостоятельно полиспаст применяется для подъёма (опускания) небольших грузов (например, шлюпок на судах). В силовом полиспасте груз подвешивают к подвижной обойме, а тяговое усилие прикладывают к ветви канат, сбегающей с последнего из последовательно огибаемых канатом блоков. Сила натяжения каната (без учёта потерь на трение) определяется как частное от деления массы груза на кратность полиспаста (под кратностью полиспаста понимают число ветвей каната, на которые распределяется груз). Скоростной полиспаст – по существу обращённый силовой полиспаст, то есть усилие (обычно от гидравлического или пневматического силового цилиндра) прикладывают к подвижной обойме, а груз подвешивают к сбегающему концу каната. Выигрыш в скорости при использовании такого полиспаста достигается в результате увеличения высоты подъёма груза, которая равна произведению хода поршня силового цилиндра на кратность полиспаста.
Полиспаст сдвоенный – полиспаст, оба конца каната которого закреплены на одном или двух барабанах.
Портал – основание крана, предназначенное для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.
Прибор безопасности – техническое устройство электронного типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или их предупреждения.
Пролет S – расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа.
Противовес – грузы, прикрепляемые к противовесной консоли или к поворотной платформе для уравновешивания массы рабочего груза и/или отдельных частей крана во время работы.
Работоспособное состояние – состояние крана, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативных и/или конструкторских (проектных) документов.
Расстояние между выносными опорами Ко – расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное поперек пути.
Регистратор параметров работы крана – устройство, регистрирующее параметры работы крана.
Связь кинематически неразмыкаемая – механическая связь между двигателем и барабаном, осуществляемая: непосредственным соединением двигателя с редуктором и редуктора с барабаном при помощи неразмыкаемых муфт, при помощи механизма переключения скоростей (в том случае, если самопроизвольное включение или расцепление механизма невозможно или если при этом автоматически не накладывается тормоз нормально закрытого типа).
Скорость изменения вылета Vr – средняя скорость горизонтального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения. Определяется при изменении вылета от наибольшего до наименьшего при установке крана на горизонтальном пути и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
Скорость передвижения крана Vk – скорость передвижения крана в установившемся режиме движения. Определяется при передвижении крана по горизонтальному пути с рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
Скорость передвижения тележки Vt – скорость передвижения грузовой тележки в установившемся режиме движения. Определяется при движении тележки по горизонтальному пути с наибольшим рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
Скорость подъема (опускания) груза Vп – скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения.
Скорость посадки Vm – наименьшая скорость опускания наибольшего рабочего груза при монтаже или укладке в установившемся режиме движения.
Скорость ревизионная – малая скорость перемещения крана в установившемся режиме движения, служащая для ревизии (контроля) несущих канатов и узлов крана.
Скорость транспортная Vo – наибольшая скорость передвижения кран в транспортном положении, обеспечиваемая собственным приводом.
Стационарно установленный механизм – механизм, закрепленный на раме, конструкциях крана или фундаменте.
Стрела – конструкция крана, обеспечивающая необходимый вылет и/или высоту подъема грузозахватного органа.
Стреловой канат – канат, запасованный на блоках стрелового полиспаста, используемого для изменения вылета.
Строп – (нидерл. Strop, буквально – петля) – гибкие грузоподъёмные приспособления, которые используются для подвески груза к крюкам или другим рабочим органам грузоподъёмных машин. Выполняются обычно из каната или цепи (одна или несколько ветвей), снабженное на конце крюком, скобой, кольцом и т.п. В качестве стропа используют также ленты, сетки, полотнища и т.п. Строп с автоматически действующим захватом называется автостропом, служит для зачалки и расчалки грузов в труднодоступных местах, находит применение для захвата контейнеров, пакетов и т.п. Стропами называют также элементы аэростатов и парашютов.
Съемное грузозахватное приспособление mсг – устройство массой mсг, соединяющее груз с краном. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза.
Таль (голл. Talie) — грузоподъёмный механизм в виде лебёдки с ручным, электрическим или пневматическим приводом, подвешенной к неподвижной конструкции или к тележке, перемещаемой по одно- или двухрельсовому пути.
Таль ручная – грузоподъемный механизм с канатным или цепным ручным приводом.
Тамбур – огражденная площадка перед входом в кабину крана.
Тележечный (тяговый) канат – канат, предназначенный для перемещения грузовой тележки по стреле или мосту крана.
Тележка грузовая – узел крана, предназначенный для перемещения подвешенного груза по мосту, стреле, несущему канату.
Тележка ходовая балансирная – опорная конструкция, оборудованная колесами или катками, имеющая шарнирное соединение для равномерной передачи нагрузок на колеса или катки.
Тельфер (англ. Telpher, от греч. Tele – далеко и phero – несу), устройство с электрическим приводом для подъёма и перемещения грузов или деталей (таль). Название «тельфер» широко распространено на производстве, хотя стандартом не рекомендуется.
Тормоз – устройство для остановки и/или удержания механизмов в неподвижном состоянии или снижения скорости движения.
Указатель – устройство, информирующее крановщика (машиниста) и обслуживающий персонал об условиях работы крана.
Уклон преодолеваемый – уклон пути i= h/ B, преодолеваемый краном с постоянной транспортной скоростью.
Уклон пути – уклон, на котором допускается работа крана, определяемый отношением i= h/ B, соответствующим разности уровней h двух точек пути, находящихся на расстоянии В, равном базе крана. Величина разности уровней измеряется при отсутствии нагрузки на данный участок пути.
Уровень стоянки крана – горизонтальная поверхность основания или поверхность головок рельсов, на которую опирается неповоротная часть крана. Для кранов, у которых опоры расположены на разной высоте, уровень стоянки крана определяется по нижней опоре крана.
Устойчивость грузовая – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам, создаваемым массой груза, силами, инерции, ветровой нагрузкой рабочего состояния и другими факторами.
Устойчивость крана – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам.
Устойчивость собственная – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам при нахождении крана в рабочем (в том числе без груза) и нерабочем состояниях.
Устройство безопасности – техническое устройство механического, электрического, гидравлического или иного (неэлектронного) типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или для предупреждения крановщика (машиниста) об аварийной ситуации.
Устройство предохранительное – механической устройство для защиты крана в аварийных ситуациях.
Ходовое устройство – основание стрелового или башенного крана для установки поворотной платформы или башни крана, включающее приводное устройство для передвижения крана.
Цикл работы – совокупность операций, связанных с передвижением крана при работе, от момента, когда кран готов к подъему груза, до момента готовности к подъему следующего груза.
Частота вращения ? – угловая скорость вращения поворотной части крана в установившемся режиме движения. Определяется при наибольшем вылете с рабочим грузом при установке крана на горизонтальной площадке и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
Червячная передача – это зубчато-винтовая передача, элементы которой скользят относительно друг друга, предназначена для передачи вращательного движения между валами со скрещивающимися осями. Состоит из червяка и червячного колеса. Ведущим звеном обычно является червяк. Передаточное отношение ( i) от 8 до 80. Используется в механизме подъёма червячной тали. Недостатки: низкое КПД, большие потери на трение (тепловыделение). Достоинства: плавность работы, бесшумность, большое передаточное отношение в одной паре, самоторможение.
Шкив канатоведущий – вращающийся канатный шкив с канавками (канавкой), служащий для привода одной или нескольких ветвей каната за счет сил трения между шкивом и канатом.
Штабелёр – погрузчик с фронтальным выдвижным грузоподъёмником или вилами, перемещающийся по полу на колёсах из монолитной резины, пластмассы или металла. Предназначен для укладки грузов в штабели или стеллажи высотой до 8 м. Управляется из кабины (в ряде случаев подъёмной). Грузоподъемность до 3,2 т. В разговорном русском называется просто «погрузчик».